Учителю не нужны 30 букетов в ведрах и тазах

Когда-то давным-давно мама моя работала учителем. И в суматошном первом сентября из года в год был один странный момент. Когда на школьном дворе торжественная линейка уже закончилась, а до дома и праздничного обеда мы еще не добрались. Странным был как раз момент перехода – физического, из школы в дом (недалеко, полтора квартала). Потому что букеты.

Букетов всегда было по количеству учеников, три десятка. Двадцать лет назад они все почти были дачные: гладиолусы и астры, от души, охапками. Море цветов – это красиво, ярко, дух захватывает. Но ровно до тех пор, пока не встаешь перед выбором: что с ними делать?

Часть охапок, примерно тридцатая, оставалась в классе, в вазе. Остальное нужно было нести домой. По пути неизбежно отдельные цветки падали на асфальт и оставались там лежать. У некоторых ломались стебли, у других сминались лепестки. Нежные цветы превращались просто в массу, красота – в помеху, вызывавшую раздражение и чувство крайнего неудобства.

Неудобно было нести, неудобно выкинуть (мысль вообще кощунственная, за нее сразу становилось стыдно), неудобно было все это распределять по ведрам, вазам и тазам уже дома. Да и вообще, цветы в ведре, лишь бы куда поставить, – это странно. Но по-другому никак, вряд ли у кого-то дома есть 30 ваз. И по-настоящему всегда радовал только один букет, тот, что оставался в классе на учительском столе. Стоял себе спокойно и самодостаточно, не теряя ни смысла, ни красоты.

Сейчас, двадцать лет спустя, на первое сентября происходит ровно то же самое, только с дачными гладиолусами идти уже как-то не комильфо. Все те же 30 букетов (с взвинченными 31 августа ценами на них), все то же недоумение, что с ними делать, все те же неудобства с их распределением.

И все тот же вопрос: зачем столько? Зачем вообще каждому из 30 учеников дарить учительнице букет? Думала, какие могут быть ответы. “Так принято”, “Ну, а как без цветов?”, “Потому что это праздник”, “В знак уважения”, “Чтобы порадовать”.

Но чтобы порадовать, достаточно одного.

Например, от всего класса: когда родители заранее собрались, созвонились, списались в вайбере, выбрали элегантный, задорный, веселый, роскошный, строгий, сдержанный, необычный, в общем, подходящий именно вашей учительнице букет, и подарили. С заботой о человеке, его вазах и ведрах, осмысленно и действительно желая сделать приятное.

А сэкономленные деньги (в Москве и Петербурге исчисляемые десятками тысяч с класса), не ушедшие в ведро, не упавшие на асфальт, не сломанные в руках, не увядшие на послезавтра, можно перевести тем, кому нужна срочная помощь на лечение.

Можно так же, как и букет, выбрать всем классом, внимательно и с заботой, кому вы хотите помочь. Все вместе и дружно. Для детей это станет первым уроком в школьном году, уроком осмысленности, поддержки и помощи. Для взрослых – теплым чувством приобщения к чему-то важному и большому.

Десятки тысяч рублей, отданных легко, не задумываясь, для спасения чьей-то жизни. Ух! Вот уж где, чтобы порадовать! И вот уж где хорошо, когда “так принято!”. Хорошее получится первое сентября.

Фатима Богатырева, учитель начальных классов школы Неформального Образования «Апельсин», Петербург

Мне совсем не обидно, что мне не принесут букетов 1 сентября


Чтобы прочитать статью дальше, перейдите на следующую страницу, нажав ее номер ниже

1
2
3