Загрузка...

Почему важно не говорить заранее о планируемых делах?

Буду откровенен. В этой статье расскажу об ошибке, которую я, за свою жизнь, совершил примерно двадцать миллиардов раз. Это приблизительные расчеты. Погрешность составляет плюс-минус сто тысяч раз.

В большинстве случаев, я не достигал своих личных целей. На половине пути терял интерес и сворачивал с дороги. Наступал на эти грабли снова и снова. Каждый раз удивлялся синякам на лбу, но ума больше не становилось.

Личные цели есть у каждого, например:

•Сбросить вес.

•Выучить английский.

•Создать компьютерную игру.

•Научиться играть на гитаре.

•Ходить в спортзал.

•Написать книгу.

•Бегать каждое утро.

•Освоить слепой метод набора текста.

•Путешествовать.

•Фотографировать.

•Открыть бизнес.

•Выпускать подкасты или вести личный блог.

Каждый раз, когда ставил новую цель, я делился этой новостью с друзьями, родителями и коллегами по работе. Я говорил им, что собираюсь сделать то-то и то-то. Или сообщал, что уже начал это делать. Когда я оглашал свои намерения, то, в 95% случаев, не доводил начатое до конца. Цель переставала быть желанной или путь к ней оказывался долгим и не приносил радость. Также, я заметил, что чаще достигал целей, о которых никому не рассказывал.

Интересный эксперимент

Я решил поискать в интернете, и оказалось, заново открыл Америку! Немецкий профессор психологии Питер Гольвитцер изучает феномен уже больше 15 лет. Однажды он провел интересный эксперимент.

В качестве подопытных Гольвитцер отобрал группу студентов юридического университета. Цель эксперимента: выяснить, влияют ли публичные заявления о своих намерениях на достижение личных целей. Для этого Гольвитцер составил список утверждений вроде:

«Я собираюсь как можно больше взять от юридического образования», «Я собираюсь стать успешным адвокатом»

и так далее. Каждое из утверждений студенты должны были оценить по шкале от «Полностью согласен» до «Полностью не согласен».

Опрос проводился анонимно. При желании, можно было указать своё имя. Так же, в опросниках студентов попросили перечислить три конкретные вещи, которые они собираются сделать, чтобы стать успешным адвокатом.

Типичными ответами были:

«Я намереваюсь регулярно читать юридическую периодику»

или что-то в этом роде.

Когда студенты сдали анкеты, Питер Гольвитцер обнаружил, что большинство студентов ответили на вопросы и подписались своим именем. Некоторые вообще не заполнили опросники и сохранили свои намерения в секрете.

Те, кто сохранили свои намерения в тайне

Психологи выждали некоторое время, а затем искусственно создали ситуацию, чтобы проверить опрошенных «на вшивость» Они попросили студентов помочь им в проекте, который требовал анализа двадцати криминальных дел.

Студентам сказали, что они должны работать максимально упорно. При этом, у каждого есть право уйти в любой момент. Криминальные дела были непростыми, а результаты эксперимента — однозначными. Каждый, кто публично огласил в анкете свои намерения, бросили помогать со сложными делами. Они уклонились от достижения поставленной цели. И это несмотря на преданность идее построить карьеру в области юриспруденции!

Почему люди рассказывают окружающим о намерениях?

Гольвитцер считает, что это имеет отношение к чувству самоидентификации и целостности. Все мы хотим быть идеальными людьми. Заявления о наших намерениях тяжело и упорно работать, зачастую, являются чисто символическим актом. Это всего-лишь помогает нам самоопределиться со своей ролью. Например: «Я юрист», «Я писатель», «Я фотограф», «Я программист».

Неуёмный Питер Гольвитцер провел еще один эксперимент, чтобы убедиться в своей правоте. Студентам показали 5 фотографий Верховного суда. Фотографии отличались размерами. От очень маленькой до очень большой. Испытуемых спросили: «Насколько ты чувствуешь себя классным юристом сейчас?»

Подопытные должны были оценить свою крутость и ответить на вопрос, выбрав одну из пяти фотографий. Чем большую фотографию ты выберешь, тем более завершенным себя чувствуешь.

Никто не удивился когда студенты, которые ранее заявили о своих целях и провалились на практике, склонялись к выбору фотографии побольше. Даже одно только заявление о своих планах стать хорошим юристом, заставило их чувствовать себя так, будто они уже были хорошими юристами.

Это увеличило их самомнение, парадоксально уменьшив их возможность к тяжелой работе. Они стали легендами в своём воображении. А легенды не делают пыльную и грязную работу

Иван Пирог


Загрузка...